Ой, сколько раз Леди-блогер допускала нелепые ошибки: комментируя чужой блог, не могла увидеть сути, пропускала что-то важное, или просто писала комментарий с жуткими опечатками – такими, что потом стыдно было взглянуть на свой уже опубликованный комментарий. Каждый раз, ругая себя за  рассеянность, я обещала себе, что впредь буду читать тексты очень внимательно. И снова и снова наступала на те же грабли…

Раздвоение личностиОткуда такая дикая невнимательность? А ведь этого практически не бывает со мной, когда я читаю тексты на бумаге. Именно из-за иного восприятия «бумажного» текста в нашей редакции (как и в большинстве других) готовые статьи для корректора распечатывают на отдельных листах. Но – я немного отвлеклась… 🙂

В чём же причина нашей невнимательности при чтении текста с экрана, особенно сдобренного яркими картинками, с мигающими пёстрыми баннерами?

Причина даже не одна, их целый ворох.

Кстати, если кто не замечал, то и засилье рекламы, и клиповая манера подачи новостей – это всё призвано к тому, чтобы разрушить целостную картину мира в нашем восприятии. Я уже не говорю о том, что нами просто манипулируют.

Если Вы ещё не знаете, что нами манипулируют – почитайте книгу Сергея Кара-Мурза Манипуляция сознанием – там есть много интересных глав на эту тему, например, «Манипуляция вниманием», «Телевидение как технология разрушения сознания» – и Вы поймёте, что «зомби-ящик» – это отнюдь не выдумка злых людей, недолюбливающих ТВ.

Зачем кому-то манипулировать нами? Всё просто: так легче управлять людьми. А всё начинается с, казалось бы, безобидного: «Купи! Невероятное предложение!..» Или просто с порядка подбора новостного блока…

Вы думаете, зомбируются только телезрители? А при чтении информации в Интернете Вы сами формируете свою информационную повестку дня? Ошибаетесь!

Те же факторы, порождающие рассеянность внимания, формирующие мозаичное мышление, влияют и на поглотителей информации в Интернете, в том числе – увы, – и на читателей наших блогов.

Назову лишь некоторые из этих факторов:

1.     Фрагментация информации (мелкие нарезки информационных блоков, подзаголовки, выделение шрифтами: как ни парадоксально – всё, что призвано привлекать внимание, его же и отвлекает – на себя, на эти яркие цветовые точки);

2.     Обилие объектов отвлечения интенсивного внимания (картинки, бегущие строки, пёстрые баннеры – особенно мигающие);

3.     Мозаичная (клиповая, дробная) подача информации (в том числе и обильно сдобренной гиперссылками, отсылающими нас к схожим материалам);

4.     Физиологические и психологические особенности чтения информации с экрана (мы не читаем строку за строкой, а только «сканируем» глазами текст, читая его буквально «по диагонали», если надо, возвращаясь к заинтересовавшим местам);

5.     Внешние эффекты, заменяющие (подменяющие) истинный смысл сообщений: за красивой картинкой или красивыми словесными образами может не стоять никакой существенно новой, действительно стоящей, значимой  информации.

Причина того, что мы не можем сосредоточиться – в самом стиле подачи информации.

Парадоксально, но зачастую мы хорошо помним, как выглядит текст (фон, картинки, баннеры), но воспроизвести его содержание становится иногда настоящей проблемой.

В особо тяжёлых случаях, когда мозаичное мышление уже успело сильно повлиять на сознание, человеку становится трудно воспринимать большие тексты, особенно без картинок, без подзаголовков, без шрифтовых выделений и подчёркиваний в тексте.

Вы не любите читать длинные посты?

Прочитать роман в 600 страниц стало для Вас проблемой?

Ваше сознание уже в опасности!

Впрочем, некоторые считают, что мозаичное мышление – это неплохо. И даже находят в нём свои плюсы.

P.S. Текст написан на основе многолетних наблюдений и чтения литературы по данному вопросу. Немало повлиял на формирование моего взгляда на этот вопрос и мой университетский преподаватель Гранд Асканазович Карташян, читающий нам лекции по пропаганде в СМИ и манипуляции сознанием.