В поисках чудес — в подземный монастырь


В любом путешествии самое главное — получить массу новых ярких впечатлений, а затем рассказать об увиденном всем друзьям и знакомым. Да так, чтобы им тоже захотелось поехать туда. Ну, или, во всяком случае, чтобы они с интересом выслушали рассказ и посмотрели фотографии.

Поэтому с радостью, независимо от результата, принимаю участие в конкурсе

«Самое запоминающееся путешествие»

Съездил - расскажи!

 

Представляю спонсоров, благодаря которым существует этот конкурс:

Сайт Путеводитель в мире информации
Блог Амирханова Ленара
Блог Бродяга

Мне довелось немало путешествовать. Но самое запоминающееся путешествие было не в далёкие края, а совсем рядом, в одно из удивительных мест моей родной Ростовской области. Да, так и бывает: большинство людей в поисках удивительного и неповторимого отправляются в другие страны, и даже не догадываются о том, что настоящие чудеса можно найти рядом…

Донская земля скрывает немало тайн. Настоящее чудо — древний подземный монастырь, вырубленный в меловом холме, находится на самом севере области, рядом со станицей Мигулинской Верхнедонского района.

Места здесь очень красивые. Широкий полноводный Дон, на высоком правом берегу — холмы, покрытые деревьями.

Дон у Мигулинской

1. Под станицей Мигулинской очень живописные пейзажи.

Подземный монастырь расположен в 80-метровом обрыве над Доном примерно в тридцати метрах над уровнем реки, и состоит из двух пещер — Старой и Новой. Нам уже рассказали, что туда попасть непросто, но всё равно, увидав небольшую дырку в земле рядом с кучкой меловой россыпи, я растерялась.

Лаз в Старую пещеру

 

2. Только вот так, ползком, можно попасть в подземный монастырь.

Но ничего не поделаешь, ложусь на живот и по меловым осколкам, устлавшим лаз, ползу вперёд. Через несколько метров уже можно встать в полный рост.

Длинный тоннель высотой под два метра и шириной меньше метра прорублен в меловой толще. Когда-то с помощью кирки и лопаты монахи вырубали породу, сгружали её в мешки и вытаскивали на поверхность. По изогнувшемуся полукругом подземному тоннелю, ведущему в сторону Дона, попадаем в полукруглую комнату. В закруглённой стене вырублена маленькая ниша. Своды над ней закопчены: когда-то здесь стояла икона, перед которой светили лампаду или свечи.

Туннель к колодцу

 

3. Длинный тоннель, прорубленный в меловой породе, ведёт к комнате с колодцем.

Вниз налево ведут ступени. В конце них — небольшая комнатка с …колодцем. Да-да, самый настоящий колодец, вырубленный в мелу. В нём даже стоит вода! Монахи неплохо о себе позаботились и могли жить здесь, месяцами не выходя на поверхность. Правда, колодезную воду, забелённую мелом, я так и не решилась попробовать, но, думаю, при необходимости её вполне можно пить и в наши дни.

Леди-блогер у колодца

4. Колодец подземного монастыря.

Возвращаемся ко входу в пещеру, от которого ещё и вправо ведёт узкий лаз. Оказываемся в другом длинном туннеле. По правой стороне — небольшие кельи. Выходы из некоторых помещений закольцованы: входишь в келью через одну дверь, а выходишь через другую, попадая всё в ту же длинную галерею. Во всех кельях вырублены небольшие ниши под иконы, выступы-полочки для свечей, а на потолках видны следы закопчения.

ниша под икону

 

5. Ниши под иконы с полочками для свечей.

В Старой пещере пять таких келий. Длинный коридор оканчивается завалом.

Входы в кельи Старой пещеры

 

6. Входы в кельи Старой пещеры.

Вдоль стен галерей охрой нарисованы незатейливые узоры. Причём, судя по вырезанным поверх них надписям, сделанным больше века назад (среди написанных дат мы различили 1906 год), охряные узоры сделаны явно не в прошлом столетии.

 

Охряные узоры вдоль стен

7. Охряные узоры вдоль стен галерей.

Здесь достаточно много автографов местных жителей. Встречаются и автографы начала прошлого века. Они могут поведать немало интересного об истории  этих мест. В частности, есть надпись «Сотник Кудинов, хорунжий Серебряков. 1918 год», начертанная предводителями знаменитого Верхнедонского восстания, укрывавшимися здесь от преследования. В 1930 году свою роспись оставила делегация колхозников, приехавшая в Мигулинскую на какой-то слёт. Можно увидеть и надпись на старославянском, найденную местным краеведом Николаем Павловичем Кузнецовым. Слова местами сбиты, и с трудом можно разобрать лишь начало фразы: «Да воздастся за все грехи…».

надпись на стене 1906 г.

надпись на стене 1925 г.

 

8, 9. Автографы на стенах — 1906 и 1925 годов.

Мы не успели прочесть всю летопись многометровых монастырских стен: нас ждало посещение более обширной Новой пещеры. Названия «Старая» и «Новая» условны. Раньше обе пещеры соединялись проходом, но со временем он просел, и теперь из одной пещеры в другую можно попасть только по поверхности земли.

Вход в Новую пещеру более экстремальный: глубокий колодец, на дне которого виднеется лаз, ещё меньших размеров, чем в первой пещере…

Вход в Новую пещеру

10. Вход во вторую пещеру находится на дне глубокого колодца

При виде такого входа немного не по себе. Однако местные уверяют, что Новая пещера куда интереснее Старой: она больше, запутанностью своих ходов похожа на лабиринт, и к тому же там вырублены лики. Итак — вперёд за чудесами!

Новая пещера действительно напоминает лабиринт. Туннели  извиваются в разные стороны, то там, то сям открываются новые проходы и помещения, которые приводят снова туда, где мы уже были. И только читая уже знакомые надписи на стенах, понимаем, что ходим по кругу. Келий здесь больше и они просторнее, чем в Старой пещере. Вот за поворотом ступеньки вниз, а справа из другого помещения вырублено небольшое окошко. Наверное, в давние времена, когда здесь горели многочисленные свечи и лампады, тут было куда уютнее.

В лабиринтах Новой пещеры

11. В лабиринтах Новой пещеры

Своды потолков здесь меньше двух метров, в узких коридорах с трудом можно разойтись вдвоём. Но гладко обтёсанные меловые стены, сияющие белизной в свете наших фонарей, создают видимость обширного пространства даже там, где тесно. В лабиринтах обители быстро забываешь о том, что проникли мы сюда через крошечный лаз, и о том, что над головой полсотни метров меловой толщи.

Дышится здесь на удивление легко. Нет и намёка на затхлость и сырость, хотя рядом река, из которой, кстати, и пополняется вырубленный в Старой пещере колодец. Чувствуется едва заметный запах ладана, пропитавший вековые стены. Намоленное столетиями место наполняет какой-то благостностью.

А ещё в пещерах удивительная тишина. Здесь не слышны ни шелест деревьев, колышимых ветром, ни птичий крик, ни голоса оставшихся у входа местных жителей, проводивших нас сюда. Начинаешь понимать, что только в таком месте, полностью удаленном от всего суетного, можно сосредоточиться на молитве и мыслях о Боге, как делали это благочестивые монахи, добровольно заточившие себя под землёй, ушедшие от мира пострадать за веру православную…

Попав в просторную комнату в изумлении останавливаемся. Огромный, в человеческий рост, вырезанный в стене зачернённый православный крест исписан современными вандалами. Это помещение явно служило часовней.

Крест подземной часовни

12. Крест часовни

Но самое удивительное в Новой пещере — лики, вырезанные неизвестными мастерами на углах стыков коридоров. Ни один из них не похож на другой. Неподалёку от входа в пещеру с угла на нас смотрит вырезанный в мелу череп с круглыми дырами вместо глаз и рта. Да уж, зрелище мрачноватое. Несколько дальше — удивительно губастый лик со срубленным носом, в профиль напоминающий древнеегипетские изваяния фараонов. Затем мы видим грубо вырезанное лицо с большими круглыми глазами, больше похожее на инопланетянина, чем на земного человека.

"Лик фараона"

13.Один из ликов Новой пещеры

Кто и зачем создал здесь, на такой глубине эти загадочные изображения — то устрашающе зловещие, то величественно задумчивые, то похожие на шаловливую рожицу, что рисуют в тетрадях скучающие на лекциях студенты? Говорят, раньше эти лики были куда выразительнее, а сейчас уже побиты (мел ведь не только пластичный, но и хрупкий материал) и  потеряли свою первоначальную красоту.

История подземного монастыря покрыта тайной веков. По преданиям, сколько существует Мигулинская, столько же стоят и пещеры. А станице в 2010 году исполнилось 630 лет. Когда-то монастырь находился в отдалении от человеческого жилья. Теперь рядом разрослась станица, и он оказался недалеко от неё.

А ещё в подземном монастыре был подземный ход, ведущий на ту сторону реки. По нему удалось пройти всего восемь метров: дальше начинается завал, разбирать который без специальной техники и укрепления сводов, небезопасно.

Общая протяжённость ходов в Старой пещере около 120 метров, в Новой — более двухсот. Трудно сказать, какова была общая площадь обители в древности: ныне многие ходы завалены, и протяжённость неизвестных, пока засыпанных ходов может быть во много раз больше.

По лабиринту подземелий можно ходить часами. Здесь не замечаешь, как быстро бежит время. С удивлением смотрю на часы: скоро стемнеет, пора возвращаться. Протискиваясь в узкий лаз навстречу дневному свету, ловлю себя на мысли, что мне не хочется отсюда уходить. Кажется, что под землёй нас могло бы ждать ещё немало открытий, если бы мы не спешили и осмотрели каждый уголок подземной обители, изучили бы каждую надпись на древних стенах.

Выйдя на белый свет безуспешно пытаюсь счистить с себя мел. Мои спутники выглядят не лучше: ни дать, ни взять — мельники в муке. Хорошо, что мы приехали на своих машинах, а то таксист, увидев нас в таком виде, скорее всего, газанул бы и дал дёру.

Впечатления от путешествия по подземному монастырю незабываемые. По дороге в Ростов становится грустно: как жаль, что кроме местных жителей никто не видит эту удивительную красоту. В подземном монастыре станицы Мигулинской не бывает экскурсий из Ростова, да и вообще никто сюда не ездит…