Ой, сколько раз Леди-блогер допускала нелепые ошибки: комментируя чужой блог, не могла увидеть сути, пропускала что-то важное, или просто писала комментарий с жуткими опечатками – такими, что потом стыдно было взглянуть на свой уже опубликованный комментарий. Каждый раз, ругая себя за рассеянность, я обещала себе, что впредь буду читать тексты очень внимательно. И снова и снова наступала на те же грабли…
Откуда такая дикая невнимательность? А ведь этого практически не бывает со мной, когда я читаю тексты на бумаге. Именно из-за иного восприятия «бумажного» текста в нашей редакции (как и в большинстве других) готовые статьи для корректора распечатывают на отдельных листах. Но – я немного отвлеклась… 🙂
В чём же причина нашей невнимательности при чтении текста с экрана, особенно сдобренного яркими картинками, с мигающими пёстрыми баннерами?
Причина даже не одна, их целый ворох.
Кстати, если кто не замечал, то и засилье рекламы, и клиповая манера подачи новостей – это всё призвано к тому, чтобы разрушить целостную картину мира в нашем восприятии. Я уже не говорю о том, что нами просто манипулируют.
Если Вы ещё не знаете, что нами манипулируют – почитайте книгу Сергея Кара-Мурза Манипуляция сознанием – там есть много интересных глав на эту тему, например, «Манипуляция вниманием», «Телевидение как технология разрушения сознания» – и Вы поймёте, что «зомби-ящик» – это отнюдь не выдумка злых людей, недолюбливающих ТВ.
Зачем кому-то манипулировать нами? Всё просто: так легче управлять людьми. А всё начинается с, казалось бы, безобидного: «Купи! Невероятное предложение!..» Или просто с порядка подбора новостного блока…
Вы думаете, зомбируются только телезрители? А при чтении информации в Интернете Вы сами формируете свою информационную повестку дня? Ошибаетесь!
Те же факторы, порождающие рассеянность внимания, формирующие мозаичное мышление, влияют и на поглотителей информации в Интернете, в том числе – увы, – и на читателей наших блогов.
Назову лишь некоторые из этих факторов:
1. Фрагментация информации (мелкие нарезки информационных блоков, подзаголовки, выделение шрифтами: как ни парадоксально – всё, что призвано привлекать внимание, его же и отвлекает – на себя, на эти яркие цветовые точки);
2. Обилие объектов отвлечения интенсивного внимания (картинки, бегущие строки, пёстрые баннеры – особенно мигающие);
3. Мозаичная (клиповая, дробная) подача информации (в том числе и обильно сдобренной гиперссылками, отсылающими нас к схожим материалам);
4. Физиологические и психологические особенности чтения информации с экрана (мы не читаем строку за строкой, а только «сканируем» глазами текст, читая его буквально «по диагонали», если надо, возвращаясь к заинтересовавшим местам);
5. Внешние эффекты, заменяющие (подменяющие) истинный смысл сообщений: за красивой картинкой или красивыми словесными образами может не стоять никакой существенно новой, действительно стоящей, значимой информации.
Причина того, что мы не можем сосредоточиться – в самом стиле подачи информации.
Парадоксально, но зачастую мы хорошо помним, как выглядит текст (фон, картинки, баннеры), но воспроизвести его содержание становится иногда настоящей проблемой.
В особо тяжёлых случаях, когда мозаичное мышление уже успело сильно повлиять на сознание, человеку становится трудно воспринимать большие тексты, особенно без картинок, без подзаголовков, без шрифтовых выделений и подчёркиваний в тексте.
Вы не любите читать длинные посты?
Прочитать роман в 600 страниц стало для Вас проблемой?
Ваше сознание уже в опасности!
Впрочем, некоторые считают, что мозаичное мышление – это неплохо. И даже находят в нём свои плюсы.
P.S. Текст написан на основе многолетних наблюдений и чтения литературы по данному вопросу. Немало повлиял на формирование моего взгляда на этот вопрос и мой университетский преподаватель Гранд Асканазович Карташян, читающий нам лекции по пропаганде в СМИ и манипуляции сознанием.
И статья, и комментарии заставляют задуматься о многом.
Я не делю ни печатную продукцию (книги), ни сетевые публикации на длинные или короткие. Только на полезные (интересные, веселые, нужные для работы)и бессмысленные (нудные, неграмотные, бесполезные).
Буду читать и роман в 600 страниц, и в 800 — и если он мне нравится, буду только сожалеть, что придётся расставаться с его героями. И посты и статьи буду читать длинные, если в них та информация или те чувства, которые мне нужны в данный момент.
Конечно, с монитора читать очень сложно. Но если информация доступна только таким образом — буду бицца 🙂
Елена, у меня такой же подход к делу! Если вещь стоит того, то мне неважен ни её размер, ни с чего читать. Но уже мечтаю об электронной книге. Может, муж подарит на день рождения. 😉
Всё же с монитора читаю слишком много. Глаза устают.